«ЛЮБЛЮ!»

«ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ»

«ПОМНЮ, КАК ТРОПКОЙ»


          Три замечательных стихотворения соединились в одной песне. Песня "Люблю!" придумана Андреем Петровым 22 декабря 2018 года. Почему придумана? Да потому что Андрей Петров не просто написал музыку на стихотворение Маяковского, а использовал сразу три стихотворения: два Владимира Маяковского ("Люблю!", 1922 г. и "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928 г.) и одно Николая Рубцова ("Помню, как тропкой...", 1959 г.). Основу составляет стихотворение «Люблю», из двух других Андрей Петров взял по четыре строчки, которые добавили в текст новых красок, усилили звучание темы любви.


          «Люблю» довольно большое произведение и если бы Андрей Петров решил спеть его полностью, то это была бы уже не песня. День пою, два пою… Поэтому заслуга Андрея Петрова в том, что он из гениального произведения Маяковского сумел извлечь именно те слова, которые кратко выразили самую суть – Люблю! Возможно, кто-то скажет, что это дерзость и хамство так поступать со стихами самого Владимира Маяковского. Что это только великий Микеланджело на вопрос о том, как он делает свои скульптуры, ответил: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее». Нет, Андрей Петров и не думает, что он «отсёк лишнее», просто он извлёк всё нужное нам сейчас. Почему-то мне кажется, что Маяковский оценил бы эту песню.

"Люблю!" В. Маяковский, 1922 г.
"Письмо Татьяне Яковлевой" В. Маяковский, 1928 г.
"Помню, как тропкой.." Н. Рубцов, 1959 г.

Текст песни "Люблю!"

Любовь любому рождённому дадена,—
но между служб, доходов и прочего
со дня надень очерствевает сердечная почва.

Птенец человечий чуть только вывелся —
за книжки рукой, за тетрадные дести.
А я обучался азбуке с вывесок,
листая страницы железа и жести.

Английский знаете. Делите. Множите.
Склоняете чудно. Ну и склоняйте!
Скажите — а с домом спеться можете?
Язык трамвайский вы понимаете?

Землю возьмут, обкорнав, ободрав её,—
учат. И вся она — с крохотный глобус.
А я боками учил географию,—
недаром же наземь ночёвкой хлопаюсь!


Окном слуховым внимательно слушая,
ловили крыши — что брошу в уши я.
А после о ночи и друг о друге
трещали, язык ворочая — флюгер.


Враспашку —сердце почти что снаружи —
себя открываю и солнцу и луже.
Входите страстями! Любовями влазьте!
Отныне я сердцем править не властен.

Пришла — деловито, за рыком, за ростом,
взглянув, разглядела просто мальчика.
Взяла, отобрала сердце и просто
пошла играть — как девочка мячиком.


У прочих знаю сердца дом я.
Оно в груди — любому известно!
На мне ж с ума сошла анатомия.
Сплошное сердце — гудит повсеместно.

Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты.
Продумана, выверена, проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь — люблю неизменно и верно!


Пришла — деловито, за рыком, за ростом,
взглянув, разглядела просто мальчика.
Взяла, отобрала сердце и просто
пошла играть — как девочка мячиком.


Ты не думай, щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда, иди на перекрёсток
моих больших и неуклюжих рук.

И долго после мечтали лёжа

О чем-то очень большом и смелом,

Смотрели в небо, и небо тоже

Глазами звезд на нас смотрело...


Пришла — деловито, за рыком, за ростом,
взглянув, разглядела просто мальчика.
Взяла, отобрала сердце и просто
пошла играть — как девочка мячиком.


Ты не думай, щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда, иди на перекрёсток
моих больших и неуклюжих рук.

Аккорды песни "Люблю!" : Ам | F | C | G

 
Андрей Петров

Альбом "ЛЮБЛЮ!"

          Мини альбом. Маленький альбомчик перед Альбомом. Двойной сингл! Словом, четыре песни в акустическом звучании, объединённые общей темой. Запись произведена во время концерта Андрея Петрова в Архангельске в ноябре 2019 года. В альбом вошли две песни на стихи Владимира Маяковского в том числе и "Люблю!". Совсем скоро будет опубликована версия песни "Люблю!" в исполнении группы FM#Dost.

 
 

Владимир Маяковский

          «Нынче не время для любовных ляс»,- провозглашал Владимир Маяковский - бунтарь, «агитатор», «горлан-главарь», который писал довольно «кричащие» стихи, наполненные протестом. Он старался показать, что чужд сентиментальности и не бросается громкими словами о вечной любви. Но с какой бешенной силой он чувствовал и любил! Из воспоминаний Лили Брик: «Маяковский всё переживал с гиперболической силой — любовь, ревность, дружбу… Он не любил разговаривать»… Маяковский был человек дела, он не любил говорить о чувствах, он «выплёскивал» их на бумагу, словно «выкрикивая» пером несказанное. Поэтому в стихах Маяковского такая буря эмоций, и стихотворение «Люблю» — тому доказательство.


          Стихотворение, а вернее поэма “Люблю”, пожалуй, одно из самых жизнеутверждающих произведений в лирике Маяковского, которую поэт посвятил Лиле Брик (как и практически всю лирику после 1915 г., то есть, после знакомства с Лилей). Л. Брик, женщина, которую поэт по-настоящему любил и признавал своей единственной музой. Их отношения были очень странными (тройственный союз) и непостоянными. В поэме «Люблю» Маяковский в достаточно грубой и вызывающей манере описывает свои чувства, но каждому, кто внимательно читает поэму ясно, что под этой нарочитой грубостью скрывается нежная и отзывчивая душа поэта, душа, жаждущая настоящей любви.


          Поэма состоит из одиннадцати частей, каждой из которых Маяковский дал название. Уже по названиям частей можно понять, что «Люблю» – своеобразная краткая биография чувств Маяковского, его жизнь, расписанная по периодам, мысли, возникавшие по мере взросления и рождения его «громады-любви».


          В первой части («Обыкновенно так») Маяковский описывает любовь, ставшую нормой в обществе. Великое чувство любви даруется каждому человеку. Сердце должно быть открыто для любви, но оно глубоко в теле. Да ещё человек сам прячет это чувство как можно дальше. Мало того, опутывает его множеством преград: одеждой, украшениями, косметикой. Это приводит к тому, что любовь преждевременно чахнет и умирает. Далее Маяковский в десяти частях (от «Мальчишкой» до «Так и со мной» и «Вывод») честно и открыто говорит всему миру о своей жизни, о том, что все его чувства рождались под влиянием непосредственных наблюдений и впечатлений: «Землю возьмут, обкорнав, ободрав её,— учат… А я боками учил географию…»


          Маяковского не волнуют великие события прошлого, которые не несут в себе никаких ощущений. Автор живёт полноценной реальной жизнью, открыв своё сердце всему окружающему миру. И став взрослым, Владимир Маяковский говорит о том, что он не растратил и не задушил своё огромное чувство любви. Он сравнивает его с «комом сердечным».


          Появившаяся в части «Ты» любимая женщина (Л. Брик) пришла за проявлениями брутального, как принято сейчас называть, мужчины, а «разглядела просто мальчика». Очень просто и быстро завладела его сердцем: «взяла, отобрала сердце и просто пошла играть – как девочка мячиком».. «Громада любовь» в её руках стала детским мячиком. Маяковский радостно приветствует свое избавление от невыносимой ноши неразделенной любви.


          Последние три части посвящены невероятной лёгкости, которую испытывает поэт. Свою любовь Маяковский сравнивает с «роялем», «несгораемым шкафом». Любимая женщина облегчила его бремя, поэтому сердце автора навсегда принадлежит ей. Вся поэма – гимн любви, причём неважно безответна ли она, сложна, запутана. Само чувство любви необходимо человеку для жизни, как воздух: «Сплошное сердце — гудит повсеместно». Любить неподдельно, быть одним большим сердцем, отдавать любовь, не требуя «сдачи». Маяковский дает своеобразную клятву: «Клянусь – люблю неизменно и верно!». Некоторым может показаться, что такие слова звучат слишком пафосно, но ведь это «Вывод», в котором поэт провозглашает: «Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты». Это и есть главный жизненный вывод Владимира Маяковского.


«Письмо Татьяне Яковлевой»


          Но чего-то не хватало Андрею Петрову, чтобы показать всю силу любви, на которую способен поэт. Силу той нежности и защиты, которую он мог дать своей любимой. И он нашел эти строчки, нашел в стихотворении Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»:

Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.


          Стихотворение было написано в 1928 г. Впервые было опубликовано лишь в 1943 г., а на родине поэта – в 1956 г. История его такова. В Париже писательница Эльза Триоле (младшая сестра Лили Брик) познакомила Владимира Маяковского с россиянкой Татьяной Яковлевой. Владимир Маяковский влюбился с первого взгляда в высокую, яркую девушку:


Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови…
дай про этот
важный вечер
рассказать по-человечьи.


          Маяковский, несмотря на любовь к Лиле, часто увлекался и другими женщинами. Его можно понять – Лиля была замужем и не желала оставлять мужа, её устраивала такая ситуация. А Маяковский? Что Маяковский! Он же искал не просто любви, он не хотел делить любовь ещё с кем-то, хотел жениться, заботиться о любимой женщине, чтобы она чувствовала, что он её единственная опора и защитник. Он придумал свою мечту и искал её. Вот только Лиля не желала отпускать его.


          Маяковский в первый же вечер просит разрешения у Татьяны проводить её домой и у всех на глазах становится на колени, умоляя о свидании. Это был красивый и яркий роман. Маяковский забрасывал возлюбленную безумными письмами и подарками. Ходит даже легенда, что уезжая из Парижа, он оплатил в цветочной лавке доставку цветов для Татьяны на много лет вперед – чтобы ей в один и тот же день приносили букет цветов. Красиво, этакий вариант «миллиона алых роз». Но, скорее всего, это лишь красивая легенда. Денег в тот приезд в Париж у Маяковского было не так уж и много, да ещё Лилечке купил по её заказу автомобиль «Рено». Хотя, неизвестно чем бы это могло кончиться, если бы Татьяна согласилась уехать с Маяковским в Россию, как он её просил.


          Но Татьяна Яковлева, несмотря на то, что попала под обаяние Маяковского-мужчины, под обаяние личности и таланта Маяковского-поэта, поняла, что ему нужна не она как таковая, а жена вообще. Татьяна колебалась, Маяковский забрасывал её письмами, уверял, что начинает «приделывать себе крылышки для налета на неё», но сам в это время всё больше увлекается Вероникой Полонской. В марте 1929 года Владимир Маяковский снова приезжает в Париж, но их встреча уже ничего не решает, и ни о каких конкретных шагах они опять не договорились. Маяковский продолжал ей писать…


          Перед поездкой в Ленинград для выступления со своими стихами, 11 октября 1929 года Маяковский, как обычно ужинает у Бриков. Лиля (коварная женщина!) вслух читает письмо от сестры Эльзы, в котором та сообщает о помолвке Татьяны Яковлевой с виконтом дю Плесси. Маяковский был ошарашен, схватил чемодан и, не слушая Лилиного утешительного щебетания, выскочил из дома. В Ленинграде, готовясь к выступлениям, он повторял: «Ничего, мы не виконты, нам работать надо»… А Лиля послала ему в Ленинград телеграмму: не приехать ли? Маяковский с радостью ответил любимой: приезжай! Они провели несколько идиллических дней, это была, пожалуй, последняя их идиллия, — а когда Лиля осторожно спросила, не слишком ли он огорчён, он ответил небрежно: эта лошадь кончилась... Татьяна Яковлева вышла замуж 23 декабря 1929 года.



© Ирина Петровская

 

Николай Рубцов

И долго после мечтали лёжа
О чем-то очень большом и смелом,
Смотрели в небо, и небо тоже
Глазами звезд на нас смотрело...


          Эти четыре строчки в песне "Люблю!" Андрея Петрова принадлежат поэту Николаю Рубцову. Они потрясающие и удивительно органично влились в текст Маяковского. Отдавая должное великим поэтам, хочется отметить и талант Андрея Петрова – не просто найти нужные слова, но услышать их в контексте всей песни, почувствовать и прочувствовать. Хочется чуть больше рассказать о поэте, имя которого – Николай Рубцов.

Николай Рубцов – звезда, упавшая на взлете.

          Талант - всегда чудо. И в том числе, чудо выживания таланта в этом мире. Жизнь часто делает все, чтобы убить зерно дарования еще до того, как оно даст росток. Николай Рубцов поэт, чья судьба способна поразить воображение. Рубцов прожил короткую жизнь, всего 35 лет, но она вместила в себя столько горя и скитаний, которых другому не выпадет за долгие годы. Каким образом не очерствела душа Николая Рубцова, а все невзгоды и лишения лишь научили его ценить хорошее, видеть прекрасное, сопереживать чужому несчастью, и выразить все свои чувства в стихах. Видимо, такое уж свойство натуры было у Рубцова, что даже о голодных сиротских годах в детском доме он вспоминал светло, вызывая в памяти лучшее, что было:


… Вот, говорят, что скуден был паек,
Что были ночи с холодом, с тоскою, -
Я лучше помню ивы над рекою
И запоздалый в поле огонек.


          Это сейчас Николай Рубцов признанный поэт, ставший одним из классиков русской советской поэзии, его талант признан литературными критиками. Рубцова знают и любят не только почитатели поэзии, но и люди далекие от нее, потому что на его стихи написано огромное количество песен, которые стали очень популярны. А при жизни только узкий круг друзей понимали, что рядом с ними не просто талант, самородок, а настоящий большой поэт, какие рождаются нечасто. И пусть Рубцов успел написать не так уж много, все его стихи могут уместиться в одном томе, но это настоящая поэзия.


          Основной темой поэзии Николая Рубцова является Любовь: любовь к матери, к родине, к женщине и, как ни странно, к морю... Мать умерла в 1942 г., когда мальчику было всего шесть лет, но, тем не менее, он пронес через всю жизнь любовь к ней, с большей нежностью, с щемящей болью утраты вспоминая мать в своих стихах:

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды…

(«В горнице»)

          Настоящий поэт любит свою родину, наверно, не за что-то, а вопреки. Просто потому, что это земля, на которой он родился и вырос, где похоронены его предки. Для Николая Рубцова любовь к матери, к родине и к своему народу составляет единое целое. Только от такой любви рождаются настоящие стихи:

Тихая моя Родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

(«Тихая моя Родина…»)

Я в ту ночь позабыл
Все хорошие вести,
Все призывы и звоны

Из Кремлевских ворот.
Я в ту ночь полюбил
Все тюремные песни,
Все запретные мысли,
Весь гонимый народ.

(«Осенняя песня»)

          Но откуда в мальчишке, родившемся в сотнях километров от моря любовь к далекому и неведомому морю? Здесь не нужны никакие слова, никакие пояснения, об этом Николай Рубцов написал в стихотворении «Начало любви» и лучше не скажешь:

Помню ясно,
Как вечером летним
Шёл моряк по деревне - и вот
Первый раз мы увидели ленту
С гордой надписью
“Северный флот”.


Словно бурями с моря пахнуло,
А не запахом хлеба с полей,
Как магнитом к нему потянуло,
Кто-то крикнул: “Догоним скорей”.


И когда перед ним появились
Мы, взметнувшие пыль с большака,
Нежным блеском глаза осветились
На суровом лице моряка.


Среди шумной ватаги ребячьей,
Будто с нами знакомый давно,
Он про море рассказывать начал,
У колодца присев на бревно.


Он был весел и прост в разговоре,
Руку нам протянул: “Ну, пока!”...
Я влюбился в далекое море,
Первый раз повстречав моряка!


          И эту любовь к морю, как любовь к матери и родине Николай Рубцов пронесет через всю свою такую короткую, но яркую жизнь. О море, о службе на флоте, о работе в Тралфлоте (тяжелой, грязной работе помощника кочегара на рыболовецком судне) Николай Рубцов напишет много потрясающих стихов, многие из которых станут песнями. Море – это всё, и судьба, и любовь, и беда.


«Повесть о первой любви»

Я тоже служил на флоте!
Я тоже памятью полн
О той бесподобной работе —
На гребнях чудовищных волн.


Тобою — ах, море, море! —
Я взвинчен до самых жил,
Но, видно, себе на горе
Так долго тебе служил…


Любимая чуть не убилась, —
Ой, мама родная земля! —
Рыдая, о грудь мою билась,
Как море о грудь корабля.


В печали своей бесконечной,
Как будто вослед кораблю,
Шептала: «Я жду вас… вечно»,
Шептала: «Я вас… люблю».


Люблю вас! Какие звуки!
Но звуки ни то ни сё, —
И где-то в конце разлуки
Забыла она про всё.


Однажды с какой-то дороги
Отправила пару слов:
«Мой милый! Ведь так у многих
Проходит теперь любовь…»


И все же в холодные ночи
Печальней видений других
Глаза её, близкие очень,
И море, отнявшее их.


          Жизнь бросала Рубцова по разным городам – Тотьма, Кировск, Архангельск, Ташкент, Ленинград, Москва… Когда-то в 1955 г. Николай Рубцов написал:

Уж сколько лет слоняюсь по планете!
И до сих пор пристанища мне нет…


          Своё пристанище, свой первый дом у Николая Рубцова появился в 1968 г. - маленькая однокомнатная квартирка № 66 на пятом этаже дома № 3 по улице имени другого поэта Александра Яшина, которую он получил от союза писателей Вологды. Его первый и последний приют… Друзья поэта вспоминают, что у Рубцова был какой-то дар предвидения, очень часто в будущем сбывалось то, о чем ранее говорил Рубцов. Предвидел он и свой уход. В 1970 году он написал стихотворение «Я умру в крещенские морозы». Не стало поэта в праздник Крещения Господне. Что случилось в этой квартире в ночь 19 января 1971 года? Так ли всё было, как преподносит официальная версия или не так. Узнаем ли мы когда правду? Николай Рубцов знал:


Я умру в крещенские морозы
Я умру, когда трещат березы
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый
Разобьется с треском, и в потемки
Уплывут ужасные обломки
Сам не знаю, что это такое…
Я не верю вечности покоя!


          И, повторяя за Николаем Рубцовым строки, которые он посвятил Сергею Есенину, мы то же можем сказать и о самом Рубцове:

Да, недолго глядел он на Русь
Голубыми глазами поэта…


© Ирина Петровская

 
 
  • VK Share
  • YouTube
  • Facebook

©2020 Андрей Петров